Урегулирование споров по договору

Урегулирование споров по договоруВ ходе своей хозяйственной деятельности представители бизнеса часто сталкиваются с ситуациями, когда при выполнении условий договора возникает спор между сторонами.

Причины спора могут быть самыми разными, но подход к урегулированию споров по договору должен быть унифицирован. В этой статье мы расскажем о том, какие существуют варианты разрешения споров, каков порядок урегулирования и как эффективно разрешать конфликтные ситуации.

Основные причины возникновения споров по договору

Причины возникновения споров могут быть самыми различными и касаться любых положений договора. Но наиболее часто конфликты возникают в следующих ситуациях:

1
Качество товаров и услуг не соответствует заявленному

услуги оказаны не в полной мере, есть претензии к товару, комплектации, сопутствующей документации и т.д.;

2
Срыв сроков

услуги оказаны с задержкой, поставки выполнены не в заявленные в договоре сроки;

3
Отказ заказчика выполнить приемку и оплатить товары/услуги, задержка оплаты

хотя услуги оказаны вовремя и в полной мере, контрагент отказывается их оплачивать, ссылаясь на разные причины;

4
Требования возврата уплаченных средств

если товары или услуги оплачены, а потом оказывается, что они не соответствуют заявленным характеристикам, сторона может потребовать вернуть деньги, а также заплатить неустойку;

5
Признание договора незаключенным

если договор по одной из возможных причин будет признан незаключенным, сторона, уплатившая часть или всю сумму денег, может потребовать их назад как необоснованное обогащение;

6
Сложности с разрывом договора или изменением его условий

если в процессе выполнения соглашения одна из сторон хочет расторгнуть договор или внести изменения в его положения, а другая отказывает, это становится причиной конфликта;

7
Необоснованное увеличение стоимости услуг

в процессе выполнения договора исполнитель может потребовать дополнительные средства за оказанные услуги без согласования с заказчиком;

8
Возмещение ущерба

если в процессе выполнения условий договора компания понесла убытки, она вправе требовать их компенсации;

9
Взыскание штрафных санкций

нарушение условий договора часто влечет за собой уплату штрафа или неустойки, что также может инициировать спор между сторонами.

Нужно урегулировать споры по договору?

Получите консультацию юриста: +7 (3462) 71-19-10

Способы урегулирования споров по договору

Все споры, которые возникают между юридическими лицами и предметом которых является их хозяйственная деятельность, относят к категории арбитражных.

Порядок разрешения споров часто прописывается в условиях договора, но он не может противоречить утвержденному законодательно. В целом, выделяют такие способы разрешения споров:

1
Переговоры между сторонами

первый шаг к урегулированию конфликта. Обычно в тексте договора указывается, что возникающие споры решаются именно путем переговоров. На этом этапе стороны самостоятельно, без участия третьей стороны, пытаются выработать компромиссное решение, которое устроило бы всех участников конфликта. В зависимости от причины спора, это может быть снижение суммы задолженности, продление сроков поставки, частичное возмещение ущерба и т.д. Если прийти к общему знаменателю сторонам удалось, подписывается соглашение об урегулировании спора, что свидетельствует об отсутствии взаимных претензий.

2
Медиация, или мини-арбитраж

участие в процессе разрешения спора третьей стороны, независимого посредника-медиатора, который не имеет заинтересованности в сути конфликта, его задача – примирить стороны и выработать общее решение в сложившейся ситуации. В качестве медиатора обычно выбирается эксперт в нужной области, им также может быть опытный юрист или другое лицо, которому доверяют обе стороны. В западной практике мини-арбитраж без привлечения госорганов очень популярен для разрешения споров, постепенно эта традиция приживается в и в России. Медиация часто ускоряет решение конфликта, сохраняет конфиденциальность его участников и позволяет выработать компромиссное решение, сохранив при этом нормальные отношения между сторонами.

3
Досудебный порядок, он же претензионный

если переговоры и медиация являются исключительно добровольными, то соблюдение этого этапа разрешения споров является обязательным перед подаче иска в арбитражный суд. Претензионный порядок урегулирования споров включает оформление и подачу официальных документов – претензий, жалоб и т.д. Претензия должна содержать изложение сути нарушений, требования предъявителя, срок рассмотрения (если это не указано в договоре). Документы оформляются в письменной форме и направляются адресату заказным письмом. Ответ на претензию должен даваться аналогично. Если сторонам удалось прийти к компромиссу, составляется договор досудебного урегулирования спора. В противном случае подается исковое заявление в суд.

4
Обращение в суд

разрешением споров по хозяйственным договорам занимается арбитражный суд. Исковое заявление должно содержать суть спора, факты нарушения условий договора, требования к контрагенту. Кроме того, к иску прилагается копия договора, факты попыток уладить спор в досудебном порядке (копия претензии, ответы на нее, протокол переговоров) и другие документы, которые могут иметь отношение к конфликту. На основании предоставленных сведений судья принимает решение об удовлетворении или неудовлетворении требований истца. Для подготовки и подачи искового заявления в арбитражный суд рекомендуется воспользоваться помощью юриста по договорам. Он поможет правильно составить иск, соберет необходимые документы и сможет грамотно защитить вашу точку зрения во время судебных заседаний.

Заключение

Хозяйственная деятельность компаний неминуемо приводит к возникновению разногласий и споров. Для их разрешения существует несколько способов – переговоры, медиация, претензионный порядок и обращение в арбитражный суд.

Помощь юриста по договорам обеспечит быстрое разрешение конфликтной ситуации и позитивный исход.

Понравилась статья? Сохрани в своей соцсети!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять