Как не стать «жертвой» выездной налоговой проверки

proverkaВыездная налоговая проверка проводится по общему правилу на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа и длится от 2 до 6 месяцев. Пройти столь пристальную ревизию задача не из простых, да и сам факт присутствия инспекторов негативно влияет на деятельность организации. Поэтому так важно знать, как не привлечь излишнего внимания налоговых органов и не стать потенциальной «жертвой» выездной налоговой проверки.

Раньше о том, каким образом ИФНС выносят решения о необходимости проведения выездной налоговой проверки в отношении конкретного налогоплательщика, приходилось только догадываться. Но еще 30 мая 2007 года была утверждена «Концепция системы планирования выездных налоговых проверок» (Приказ ФНС № ММ-3-06/333@), позволяющая всем представителям бизнеса заблаговременно учесть пожелания налоговых органов и по возможности остаться в списке добросовестных налогоплательщиков:

1. Значительные суммы налоговых вычетов
Особо пристальное внимание почти всегда получают достаточно крупные налогоплательщики, желающие уменьшить налоговую нагрузку. В данном случае – плательщики НДС, оформляющие значительные налоговые вычеты по НДС. Вычеты признаются значительными, если их доля от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев.

2. Убытки в отчетности на протяжении нескольких налоговых периодов
У всех бывают тяжелые времена. Но стоит иметь ввиду, что с точки зрения ИФНС тяжелые времена должны длиться менее двух лет. Таким образом, все организации, осуществляющие свою деятельность с убытком в течение двух и более лет подряд (на основании бухгалтерской и налоговой отчетности) удостаиваются особого внимания налоговиков.

3. Налоговые поступления налогоплательщика ниже среднего уровня прочих организаций в этой отрасли
Здесь все просто – если организация уплачивает в бюджет меньше других, возникают вопросы с вытекающими из них проверками. Целесообразно сравнить фактическую налоговую нагрузку с ее среднеотраслевым уровнем.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов
Необоснованные (с точки зрения налоговых органов) и значительные вливания денежных средств в развитие бизнеса при незначительном росте доходов так же вызывают определенные подозрения.

5. Компания неоднократно приближается к предельным значениям показателей, предоставляющих право применять специальные налоговые режимы
Принимается во внимание критичное приближение (менее 5%) к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, влияющих на исчисление налога для налогоплательщиков, применяющих спецрежимы (2 и более раза в течение года).

6. Заработная плата сотрудников ниже среднего уровня
Слишком низкие заработные платы сотрудникам (в сравнении со среднеотраслевым уровнем в субъекте РФ) предполагают наличие «серых» схем со всеми вытекающими последствиями.

7. Расходы ИП максимально приближены к сумме его дохода за год
Выездные налоговые проверки проводятся и в небольших фирмах, но для ИП критерии риска очень либеральны — доля профессиональных налоговых вычетов (ст. 221 НК РФ), заявленных в налоговых декларациях, в общей сумме доходов превышает 83%.

8. Налогоплательщик не представляет пояснения на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности
Отказ от сотрудничества с налоговыми органами без уважительных причин – почти гарантированная выездная налоговая проверка.

9. Построена «цепочка контрагентов» без наличия разумных причин
Любые действия организации, направленные на привлечение прибыли, должны быть логично обоснованы. Инспектора ищут не столько «серые» бизнес-процессы, сколько попытки их скрыть.

10. Неоднократное изменение юридического адреса
Смена места нахождения с точки зрения налоговых органов обоснована, если в новом месте больше возможностей для осуществления коммерческой деятельности. В противном случае почти гарантировано повышенное внимание, особенно организациям с видами деятельности, не характерными для региона регистрации, а также фирмам, руководители которых не проживают на территории этого региона.

11. Уровень рентабельности значительно отклоняется от уровня для данной сферы деятельности
Речь идет об уменьшении рентабельности по данным бухгалтерского учета от среднеотраслевого показателя по аналогичному виду деятельности по данным статистики на 10% и более. Таблица рентабельности закреплена в приложении № 4 к Приказу ФНС России от 30.05.07 №ММ-3-06/333@.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском
Письмо ФНС от 28.12.2012 № АС-4-2/22619@ разъясняет понятие «деятельность с высоким налоговым риском». Например, получение необоснованной налоговой выгоды с использованием фирм-«однодневок»; получение необоснованной налоговой выгоды при реализации недвижимого имущества; получение необоснованной налоговой выгоды при производстве алкогольной и спиртосодержащей продукции и другие.

Как показывает практика, в большинстве случаев организации – объекты выездной налоговой проверки могли бы избежать столь неприятной процедуры, если бы заблаговременно приняли во внимание критерии отбора «кандидатов». Стоит отметить, что после вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки целесообразно максимально скрупулезно подготовиться к появлению инспекторов, в том числе и с привлечением сторонних консультантов. Выездная налоговая проверка способна выявить то, что не доступно при камеральной проверке, пройти ее успешно совсем не просто.

Понравилась статья? Сохрани в своей соцсети!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять