Обажалование акта налоговой проверки

обжалование акта налоговой проверкиВ деятельности любой компании иногда может произойти следующая ситуация: по результатам выездной налоговой проверки вынесен акт, с результатами которого вы категорически не согласны. Часто решение по результатам проверки может включать в себя штраф или другие санкции, даже если нарушения несущественны или отсутствуют. Что можно сделать в данной ситуации? Возможно ли обжалование акта налоговой проверки и какова процедура этого действия? Какие понадобятся документы? Отвечаем на эти и другие вопросы в данной статье.

 

Что является основанием для обжалования акта?

Для того чтобы обжалование имело перспективы, необходимо, чтобы для этого были соответствующие основания. Существует несколько категорий обстоятельств, которые дают налогоплательщику возможность оспаривать решения по налоговой проверке:

1
Процессуальные нарушения

Налоговый кодекс предоставляет исчерпывающие правила проведения выездных проверок, и любые нарушения установленной процедуры являются основанием для обжалования и признания недействительным решения налоговой. Среди распространенных нарушений – несоблюдение установленных сроков проверки, истребование слишком большого количества документов, проведение повторных проверок по одним и тем же основаниям, нарушения при составлении протокола проверки и т. д.;

2
Отсутствие доказательств факта нарушения

в акте по налоговой проверке должны быть зафиксированы не только нарушения и санкции за них, но и доказательства этих нарушений. Обязанность доказать вину объекта проверки лежит на проверяющих, налогоплательщику не нужно доказывать собственную невиновность. И случаи, когда налоговый орган не может подтвердить обоснованность претензий, являются достаточным поводом для обжалования решения по проверке;

3
Ложные или ошибочные данные

случается, что налоговая при проведении проверки в качестве нарушений указывает факты, которые на самом деле не отвечают действительности. Вне зависимости от того, допущены неточности умышленно или нет, это является веским основанием для признания недействительным акта.

Кроме указанных выше, могут быть и другие основания, которые позволяют обжаловать акт налоговой проверки, и для их поиска лучше обратиться к профессиональному юристу по налогам.

Порядок обжалования акта выездной налоговой проверки

Порядок обжалования акта выездной налоговой проверки можно разделить на три этапа:

1
Подача возражения

Возражение на акт налоговой проверки подается в тот же самый налоговый орган, который и проводил налоговую проверку. Срок подачи возражения составляет 1 месяц с момента получения на руки акта. Претензия может касаться как всего решения, так и отдельных его пунктов. Рассматривать возражение должен руководитель налогового органа или его заместитель, срок рассмотрения составляет до 10 дней. В результате решение может остаться в силе, или быть отменено – полностью или отдельные пункты.

2
Обжалование в вышестоящем органе

Если возражение не возымело действия, следующий этап – подача жалобы в вышестоящий орган. Обычно этой инстанцией выступает региональное отделение налоговой службы (УФНС). Жалоба может быть апелляционной, если решение еще не вступило в силу, или обычной – если вступило. В первом случае срок подачи составляет 30 дней, во втором – 1 год. В жалобе указываются следующие данные:

  • сведения о компании и о лице, которое подает жалобу;
  • информация об отделении ИФНС, действия которого обжалуются;
  • номер и дата акта по налоговой проверке;
  • основания для обжалования – действия/бездействие контролирующего органа, которые, по вашему мнению, являются неправомерными, желательно со ссылками на соответствующие нормативные акты/законы;
  • перечень требований – признать акт недействительным, отменить отдельные его положения и/или санкции и т.д.;
  • перечень документов, которые прилагаются к жалобе и подтверждающих вашу позицию.

УФНС может отказать в рассмотрении, если при составлении жалобы допущены ошибки, не указана необходимая информация, данный акт уже обжаловался или проблема устранена ранее. По результатам рассмотрения решение по налоговой проверке может быть оставлено в силе, отменено или изменено (отменены некоторые пункты).

3
Подача искового заявления в суд

Если вышестоящая инстанция не удовлетворила жалобу или удовлетворила, но не в полном объеме, можно попытаться обжаловать акт через суд. Срок подачи иска – 3 месяца со дня получения ответа от УФНС по рассмотрению жалобы. Подаётся заявление в арбитражный суд по месту регистрации налогоплательщика. Оно должно содержать такие данные:

  • все сведения о заявителе – регистрационные данные компании, ИНН, юридический адрес и т.д.;
  • адресат – налоговый орган, который составлял обжалуемый акт;
    суть иска – обстоятельства, которые, по вашему мнению, позволяют считать решение ИФНС неправомерным или ошибочным и дают возможность его оспорить. Также прилагаются доказательства вашей позиций – документы, показания т.д.;
  • подтверждение о попытке решения спора в досудебном порядке – копия возражения и жалобы, которые подавались, и ответы на них;
  • требования – признать акт недействительным, отменить штрафные санкции и т.д.

Требуется обжаловать акт налоговой проверки?

Получите консультацию юриста: +7 (3462) 71-19-10

В процессе рассмотрения дела необходимо доказать свою позицию, и в этом случае решение суда должно быть в пользу заявителя. А для повышения шансов на позитивный исход спора рекомендуется воспользоваться услугами адвоката. При этом очень важно учитывать региональные особенности: так, юрист в Сургуте поможет с разрешением конфликта в данном регионе, но вряд ли поможет в Москве или Санкт-Петербурге.

Как написать возражение на акт налоговой проверки

Возражение – самый первый этап обжалования, и при грамотном подходе он может быть эффективным и разрешить спор на первой стадии. Как написать возражение на акт налоговой проверки? Для этого нужно придерживаться такой схемы:

  • вводная часть – здесь указывается информация о самой проверке, ее результатах, датах проведения, сведения о представителях проверяющего органа и идентификация акта, который оспаривается;
  • описательная часть – аргументы компании, доводы и доказательства того, что акт составлен с нарушениями и является неправомерным. Акцент можно сделать на ошибках налоговиков в расчетах, процессуальных нарушениях, фактических ошибках и неточностях;
  • резолютивная часть – общий итог, перечисление пунктов акта, с которыми компания не согласна, и требования их отменить/изменить.

К возражению прикладываются копии документов, которые могут повлиять на ее рассмотрение.

Заключение

Если вы не согласны с результатами проверки, их можно обжаловать. Для этого существует несколько путей – возражение, жалоба или иск в суд. Учитывая сложность процедуры и необходимость досконального знания законов и нормативных актов, рекомендуется воспользоваться услугами юриста.

Понравилась статья? Сохрани в своей соцсети!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять