ФАС, или Федеральная антимонопольная служба – это специальное ведомство, которое контролирует существование и поддержание принципов свободной конкуренции во всех сферах предпринимательства и противодействует монополизации рынков.
Соответственно, если эти принципы нарушаются участниками рынка, ФАС имеет право вмешаться и наказать нарушителя – размеры штрафов могут быть очень ощутимыми. Написать жалобу в ФАС имеет право любой предприниматель, который столкнулся с недобросовестной конкуренцией и хочет пресечь такие действия. Однако далеко не все знают, как правильно подготовить жалобу, куда ее направить, и какие могут быть последствия.
Об этом мы и поговорим в нашей статье.
Основания для подачи жалобы ФАС
По определению, свободная конкуренция – это равные условия для всех участников рынка. Любые нарушения этих принципов – сговор с целью повышения цен, злоупотребление доминирующим положением, преференции по отношению к «своим» подрядчикам, навязывание дополнительных услуг, злоупотребления в сфере рекламы и т.д. – и будут основаниями для обращения в Федеральную антимонопольную службу.
Наиболее часто причинами для жалобы становятся следующие обстоятельства:
сознательное занижение стоимости продукции, что вынуждает конкурентов терять клиентов и нести убытки;
угрозы, шантаж, давление через связи в правоохранительных органах и контролирующих инстанциях. В некоторых случаях, если нарушаются статьи УК, это может быть также основанием для обращения в полицию;
распространение заведомо неправдивой информации о продукции или услугах конкурирующих компаний с целью лишить их клиентской базы;
промышленный шпионаж, нарушение авторских прав;
целью таких действий может быть повышение цены продукции, ухудшение качества услуг;
такие действия могут привести к снижению стоимости акций конкурентов и нанести большой ущерб;
приписывание своей продукции несуществующих характеристик, заведомо ложные данные о конкурентах и т.д.
Формальные основания для подачи жалобы в ФАС могут быть и другими, главное, чтобы конечной целью было пресечение недобросовестной конкуренции, иначе заявление не будет принято к рассмотрению.
Процедура подачи жалобы в ФАС
Для того чтобы жалоба была принята к рассмотрению, и по ней проводились какие-то действия, необходимо соблюсти процедуру ее подготовки и подачи. Алгоритм в этом случае следующий:
Текст может быть изложен в свободной форме, но должен содержать ряд обязательных элементов:
- наименование, контактные действия лица или организации, действия которых обжалуются;
- наименование контрольного органа (регионального отделения ФАС);
- данные заявителя – ФИО, наименование компании, контактная информация;
- обоснование для жалобы – конкретные нарушения антимонопольного законодательства или действия (бездействие), которые могли повлиять на свободную конкуренцию;
- просьба – провести внеочередную проверку, приостановить тендер, аннулировать его результаты и т.д.;
- перечень документов, которые подтверждают изложенные факты.
Заявление может быть отправлено как заказным письмом, так и по факсу, электронной почте или заполнив форму на сайте fas.gov.ru, но наиболее надёжным вариантом является заказное письмо с уведомлением. Жалоба при отправке должна быть подписана уполномоченным лицом или заявителем лично. Важно также учитывать сроки подачи: например, для тендеров конечный срок обжалования составляет 10 дней после окончания торгов.
Если ФАС приняла обращение к рассмотрению, в установленные законом сроки ведомство должно предоставить ответ, и при необходимости принять меры по устранению нарушений.
Нужно подать жалобу в ФАС?
Получите консультацию юриста: +7 (3462) 71-19-10
Жалоба в ФАС по 44-ФЗ
Жалоба в фас по 44 ФЗ (госзакупки) имеет свои особенности. В первую очередь, отличаются основания для подачи такой жалобы – чаще всего объектом обжалования являются действия заказчика. Вот основные причины для подачи жалоб по госзакупкам:
согласно законодательству, заказчик должен разместить в Единой информационной системе исчерпывающую информацию о проведении закупок и требования и к исполнителям, но на практике это выполняется далеко не всегда;
зачастую заказчик может требовать от участников конкурса дополнительные документы, которые изначально не были предусмотрены условиями тендера;
компании, участвующие в госзакупках, обязаны размещать в Едином реестре сведения о том, сколько они планируют закупать товаров и услуг у представителей малого и среднего бизнеса;
например, заказчик с целью понижения стоимости товара может вступать в сговор с участниками тендера, договариваться о максимально допустимых ценах и т.д.;
назначить подрядчиком могут не ту компанию, которая предложила наиболее выгодные условия;
согласно закону, представители организатора тендера не имеют права в нем участвовать;
иногда условия торгов специально прописываются таким образом, чтобы создать преимущество для определенных компаний, что нарушает права других участников.
Принцип составления и подачи заявления в Антимонопольную службу схож с универсальным, но имеет ряд особенностей:
- нужно подавать жалобы на каждую закупку отдельно. То есть, одна закупка – одна жалоба, иначе документ не примут к рассмотрению;
- необходимо указывать точные нормы законодательства, которые были нарушены, со ссылками на конкретные законы и документальными доказательствами нарушений;
- сведения о заказчике и заявителе должны быть максимально полными: наименование, юридический адрес, контактные данные.
Поскольку подготовка такой жалобы требует определенный познаний в юриспруденции и законодательстве, рекомендуется доверить ее составление профессиональному юристу. Он точно знает, как подать жалобу в ФАС и что необходимо учесть, чтобы увеличить шансы на ее удовлетворение.
Заключение
Жалоба в ФАС – это удобный и действенный инструмент в борьбе с недобросовестной конкуренцией. Его можно применять в том числе и в сфере госзакупок. Но правильное составление и подача жалобы потребуют определенных знаний, потому рекомендуется воспользоваться помощью юриста.